Умереть, чтобы родиться
В конце 1960-х – начале 1970-х годов блюз, белая фолк-музыка и джаз – краеугольные камни рока – продолжали вдохновлять рок-исполнителей, а рок, в свою очередь, оказывал воздействие на своих музыкальных предтеч. Ряд дирижеров симфонических оркестров, в частности Зубин Мета (Лос-Анджелесский филармонический оркестр) и Леонард Бернстайн (Нью-Йоркский филармонический оркестр), участвовали в концертах, где предпринимались попытки синтеза рока и классической музыки.
Пока эти эксперименты продолжались, рок начала 1970-х годов вновь пришел в упадок, как это произошло в начале 1960-х. «Битлз» распались, и музыканты стали работать в одиночку. Дилан выпустил ряд альбомов, приведших критиков в ужас. Другие крупные исполнители – Джимми Хендрикс, революционизировавший роль лидер-гитары, ритм-энд-блюзовая певица Джэнис Джоплин и солист группы «Doors» Джим Моррисон – трагически погибли, едва начав творческую карьеру. Рок-аудитория раздробилась на поклонников разных направлений, плодившихся во множестве. Одним из них стал кантри-рок – стиль, взявший на вооружение традиционные инструменты вроде гавайской гитары и вернувшийся вновь к ритм-энд-блюзу Элвиса Пресли, Карла Перкинса и Бадди Холли.

[«Dazed And Confused» альбом «Led Zeppelin I» (1969) ]
Для Led Zeppelin был характерен крайне высокий уровень исполнительского мастерства: виртуозные гитара и бас, мощные ударные, драматический вокал. В дальнейшем Led Zeppelin нередко экспериментировали, вводя в свою музыку элементы фолка, классической музыки, регги, фанка. Вдохновленные американскими блюзменами Джим Пэйдж создал сложный звуковой мир. Миф "гитарного героя" воплотился в Джимми в полной мере.

[«Lord Of This World» альбом «Master Of Reality» (1971)
]

[«Bloodsucker» альбом «In Rock» (1970)
]
К середине 1980-х годов хард-рок в чистом виде практически исчез, трансформировавшись в хард-н-хэви (более близкий к металу 80-х жанр) звучание которого с середины 1970-х годов формировали такие группы, как ранние Judas Priest и (в меньшей степени) AC/DC. В отличие от Led Zeppelin, все эти группы, модернизируя свой саунд в соответствии с новыми веяниями хэви-метала 80-х, продолжали существовать и позднее.

AC/DC

Немалое влияние на развитие жанра оказали также группы Grand Funk Railroad, Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep совершили попытку скрестить хэви-метал с симфонической музыкой; Montrose и Mountain были ориентированы на блюз-рок. Поджанр southern rock, ориентированный на блюз и кантри, представляли Lynyrd Skynyrd.
Многие группы стали совершать попытки усложнять структуры композиций, их продолжительность, мелодическое построение, аранжировки, строить музыку по канонам классической музыки. Поэзия групп прогрессивного рока стала тяготеть к философским или фантастическим темам, нередко она противостояла уже «неактуальному» для рок-музыки воспеванию идеалов любви и братства в пользу мрачных, жёстких тем.

[«Julia Dream» альбом «Relics» (1971)
]

Другую ветвь развития прогрессивного рока представляла группа Genesis, чьи сложно построенные композиции, эпические тексты и особое внимание к содержанию лирики послужили главным источником вдохновения для групп нео-прога 1980-х.
Одной из самых значительных групп направления считается Yes, для которой были характерны динамические контрасты и необычайно высокий уровень исполнительского мастерства всех участников. Музыка группы Emerson, Lake And Palmer, часто обрабатывавшей произведения классической музыки, вместе с Yes также иногда обозначалась термином техно-рок (флэш-рок), для которого было характерно быстрые, технически сложные партии.
Некоторые прог-группы вводили в свою музыку элементы фолк-рока. Одной из первых групп такого плана стали Jethro Tull, в 70-х гг. перешедшие к прогрессивному року от блюз-рока. Возник поджанр прогрессив-фолк, представители которого (Amazing Blondel, Mellow Candle, Ithaca, Gryphon) использовали в роке, помимо собственно фолка, элементы музыки эпохи Возрождения.
[«Gryphon» — «Lament» альбом «Red Queen to Gryphon Three (1974)»
]
Особым поджанром стал симфо-рок, в котором к традиционному составу рок-группы добавились скрипки и струнные. В этом жанре работали группы Kaipa, Emerson, Lake And Palmer, Sky. Известнейшей командой направления стала Electric Light Orchestra (облегчённая музыка, к которой они перешли позже, носит название симфо-поп).
Феномен группы Queen заявил о себе еще в 1971 году. Их музыка если и не относится к симфо-року, но очень близка к нему. Правда, своим мастерством и, в прямом смысле слова, неподражаемой манерой исполнения они умудрились загнать свой жанр в тупик. Но это мое личное мнение, по-другому я никак не могу объяснить причину, по которой их все время обходят стороной в статьях, посвященных истории возникновения и развития рок-музыки.
В 1974—1976 гг. прогрессивный рок достиг наибольшего коммерческого успеха.
Помимо британской, постепенно развивались и региональные прог-роковые сцены. В первую очередь это касается Италии и Франции. Итальянский прог отличался яркой мелодичностью и экспрессивностью; известнейшая группа — Premiata Forneria Marconi. В особый поджанр выделился Кентербери-саунд («кентерберийская сцена») — сообщество авангардных и прог-рок музыкантов (главные коллективы — Soft Machine, Caravan, Gong).
[(Италия)
«Premiata Forneria Marconi» - «Impressioni Di Settembre» альбом «Storia Di Un Minuto» (1972)
]
[(Англия)
«Caravan» - «Aristocracy» альбом «Waterloo Lily» (1972)
]
[(Франция)
«Gong» - «What Do You Want?» альбом «Continental Circus» (1972)
]
Германская прог-рок-сцена, получившая название краут-рок, стала самой важной и своеобразной из европейский прог-роковых региональных сцен. Основываясь на усложнённом психоделическом роке, краут-рок взял намного меньше элементов из классической музыки, но подвергся значительному влиянию немецкого музыкального авангарда середины XX века (в том числе Карлхайнц Штокхаузен). Для музыки были типичны пульсирующий ритм и применение синтезаторов, что позволило краут-року стать одной из основ развития электронной музыки. Использовались элементы джаза (Can), этнической музыки (Popol Vuh). Среди других значительных групп — Amon Düül II, Neu!, Guru Guru, Faust (с верху в низ).

[«Kraftwerk» - «Mitternacht» альбом «Autobahn» (1974)
Параллельно с развитием прог-рока развивался близкий стиль — джаз-рок (джаз-фьюжн). Одни группы опирались на звучание биг-бендов, другие — на фри-джаз. Наиболее популярными группами направления стали Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever, Brand X. Так же одним из пионеров стиля был Фрэнк Заппа. Экспериментировали с джаз-роковым звучанием и джаз-музыканты (в частности, Майлз Дэвис). Особенные заслуги на поприще становления Джаз-рока, как относительно самостоятельного музыкального стиля конца 60-х годов, стоит отметить нью-йоркскую группу Blood, Sweat and Tears, также заслуживает внимания, например, Electric Flag.
Для хэви-метала и прог-рока была нередко характерна напыщенность, патетичность, монументальность музыки. Противоположностью этим направлениям стал появившийся в начале 70-х годов в Великобритании глэм-рок, который и стал своего рода продолжателем дела гаражного рока в области музыкального поиска, эксперимента, и, с другой стороны, упрощённости музыки, верности духу рок-н-ролла, а не академическим экспериментам.



Арт-рок соединил элементы глэма и прогрессивного рока. Группы вроде Genesis во главе с Питером Габриэлем предложили эксцентричную музыку, усиленную театрализацией. Брюс Спрингстин, певец и композитор из Нью-Джерси, мощью и притягательностью сценических выступлений и социальной ориентированностью лирики напомнил слушателям молодого Боба Дилана; пластинка Спрингстина Рожденный бежать (Born to Run) была названа лучшим альбомом десятилетия.
Джордж Клинтон и его Parliament-Funkadelic, ритм-энд-блюзовый коллектив из Детройта – еще одна разновидность рок-гибрида. Космическая тематика композиций и инопланетные костюмы участников ансамбля способствовали популяризации фанк-рока.

В середине семидесятых годов рок стал слишком сложным, слишком утонченным. Он слишком далеко удалился от своего первоначального "бита". Внешняя форма взяла верх над содержанием. Рядом с такими гипертрофированными образами, какие могла предложить рок-сцена, небольшие группы не имели никакого шанса отвоевать себе место под солнцем. Необходимость найти свою аудиторию, свою нишу, приводит рок в небольшие пабы. Вскоре английская сцена вновь ожила.

[Patti Smith — «Land» альбом «Horses» (1975)
[«Ramones» - «53rd & 3rd» альбом «Ramones» (1976)
Основой панк-рока стала нигилистическая, иногда антиобщественная идеология, выраженная (как правило) в быстрой, агрессивной, невиртуозной манере игры; основой такого рода музыки было не виртуозное исполнительское мастерство, а желание самовыражения, драйв и энергетика.

[«Sex Pistols» « Anarchy In The UK» альбом «Flogging A Dead Horse» (1980)
Вокруг Bromley Contingent развивается движение, характеризующееся саморазрушением: бледность, рваная одежда, пирсинг, волосы либо сбриты, либо поставлены разноцветным хохолком, как у магикан. Английский панк пренебрег элегантностью молодых "принцев" поп-музыки.


[«The Clash» — «White Riot»
Следует отметить, что в становлении панк-рока (и, в частности, Ramones) сыграл значительную роль легендарный диджей BBC Джон Пил. Его деятельность с конца 1960-х до 2000-х в значительной мере способствовала открытию и нарастанию популярности многих видных коллективов панк-рока и альтернативного рока.
По мере роста популярности панк-рок, постепенно видоизменяясь, превратился в «новую волну». Элементы скиффла (джазоподобного рода поп-музыки) и ска (ямайская танцевальная музыка) смешались в легких быстрых песенках, исполнявшихся пестрыми по национальному составу группами вроде Specials и English Beat. Элвис Костелло популяризировал мастерски сделанные шлягеры, выдержанные в лихорадочно-рваном ритме. Группа Devo из Акрона (шт. Огайо) выступала на сцене в легких пластиковых комбинезонах и масках, намекая на свою принадлежность к внеземным цивилизациям. А группы вроде Husker Du, Dead Kennedys и Black Flag превратили панк в поток неконтролируемой агрессии.


На основе, во-первых, достижений прото-панка (в первую очередь Velvet Underground), во-вторых, ранней новой волны почти одновременно с распространением панка стал формироваться новый жанр — пост-панк. Саунд пост-панка коренным образом отличался от панк-рока — песни были построены на холодной пульсирующей работе ритм-секции, тревожных, мрачных, с отчаянной, прорывающейся наружу эмоциональностью мелодиях.

Важную роль в становлении пост-панка сыграли The Stranglers — уже на ранних работах они пытались использовать в панк-роке клавишные, а позже перешли к мелодичному пост-панку. Немалая роль в становлении жанра принадлежит Swell Maps.
Однако самой влиятельной и значительной группой пост-панка конца 1970-х стали Joy Division. Записавшие всего два альбома, они стали одной из основополагающих групп для всего дальнейшего альтернативного рока. Уникальный трагичный вокал Йена Кёртиса сочетался с холодной ритм-секцией, основные принципы игры которой использовались практически всеми группами 80-х. Впечатление от депрессивных, меланхоличных, а порой трагических текстов на концертах усиливалось своеобразной пластикой Кёртиса.

После самоубийства лидера остальные участники Joy Division организовали электропоп-группу New Order.

1 августа 1981 в рок-музыке произошла первая со времен «Битлз» революция: наступила эра Музыкального телевидения – круглосуточного вещания музыкальных видеоклипов, в которых рок-песни получали зримое воплощение с использованием спецэффектов, фантастических образов и монтажного построения кадров, синхронизированного с музыкальными фразами. Возможности телевидения как никогда тесно сплелись с миром музыки. Первый музыкальный канал — MTV открыл эпоху видеоклипов.
Источники:
- Ален Дистер. «Эпоха Рока»
- Рок-музыка
- Вика: рок-музыка
Продолжение следует...
Часть первая
Часть вторая