"Never trust a computer that you can't throw out a window." - Steve Wozniak
Любое течение в культуре имеет свою историю развития и такое явление как "рок" не является исключением. История эволюции данного жанра запутана и сложна, но вместе с этим необычайна интересна. Рок — это не просто один из музыкальных стилей, Рок уже сам по себе является одним из китов музыкальной культуры.
А началось все 12 апреля 1954 года, когда в Нью-Йоркской студии был записан зажигательный молодежный хит «Rock Around the Clock». Забавно, но практически вся популярная эстрадная музыка, которую мы слушаем сейчас, появилась примерно в пятидесятых годах в США (за исключением, пожалуй, джаза, появившегося в самом начале двадцатого века, и рэгги, воникшего на Ямайке в 1968 году). Тогда был популярен блюз – традиционная американская музыка, исполняемая под аккомпанемент акустических гитар. Именно от этого жанра произошёл рок (рок’н’ролл, параллельно от блюза – соул, ритм’н’блюз, то бишь r’n’b, а дальше, уже от рока, – металл, альтернатива, панк, эмо и т. д.). Но вернемся к нашему хиту.
Курьез, но авторами первого знаменитого рок-н-ролла стали люди, мягко говоря, немолодые. Звали их Джими Де Найт и Макс Фридман, причем последнему из них к тому времени было немного-немало – 63 года. Да и сама песня «Rock Around the Clock» в первоначальном варианте собственно рок-н-роллом не являлась – сами авторы предпочли представить ее как «фокстрот-новинку».
Свой путь к сердцам молодежи песня начала, когда попала в руки Уильяма Джона Клифтона Хейли-младшего (более известного, как Билл Хейли
) – тоже далеко не юноши. Во время записи «Rock Around the Clock» ему пошел 28-й годок, он имел «оппозиционерское брюшко», нестильно одевался, а внешность его выделялась разве что завитым локоном (т.н. «поцелуйчиком» – «kiss curl»). Тем не менее к песне он подошел новаторски, нанизав мелодику на ударный бит-ритм. Подобный «неформат» поначалу вызывал у слушателей только недоумение.
[Чисто для сравнения пара примеров типичных фокстротов 30-х - 50-х
Однако, если бы Хейли сказали, что 12 апреля 1954 года (дата записи «Rock Around the Clock») будет праздноваться как «день рождения» нового музыкального стиля, он бы очень удивился. Во-первых, первым успешным рок-н-роллом правильнее будет считать другую песню того же Хейли – «Crazy Man Crazy» [], вышедшую еще в феврале 1953 г. Композиция попала в чартс США на 12-е место.
А вот «Рок Круглые Сутки» («Rock Around the Clock») сначала, как говорится, «не пошел». Да и сам исполнитель особых планов на нее не строил – недаром песня вышла на второй стороне сингла.
После того, как «Rock Around the Clock» прошел незамеченным, Хейли записал еще одну песню «Shake, Rattle and Roll» [], которой повезло больше (7-е место в чартсах). Однако эти формально первые рок-хиты оказались забыты в лучах славы, в конце концов, настигшей «Rock Around the Clock».
Всё изменилось год спустя после записи, когда «Rock Around the Clock» попал в саундтрек молодежного фильма «Blackboard Jungle» («Джунгли грифельных досок» или по-простому «Школьные джунгли»)...
Фильм повествовал о безуспешных попытках школьного учителя найти общий язык с «трудным» молодым поколением. И хотя песня Хейли звучала только в титрах, именно она стала настоящим символом этого самого поколения. На кинопросмотрах молодежь приходила в такой восторг от «Rock Around the Clock», что вскакивала ногами на кресла, нередко их ломая (чуть ли не первый акт рок-вандализма). Фильм имел оглушительный успех, а вслед за ним и песня. Летом 1955 г. переизданный сингл «Rock Around the Clock» взлетел на вершины хит-парадов США и Британии. В США он продержался на первом месте 8 недель и был продан в количестве 25 млн. экземпляров (рекорд, достойный книги Гиннесса). На волне успеха песней заинтересовался знаменитый Алан Фрид, и даже снял фильм с тем же названием – «Рок круглые сутки», в котором снялся сам, и где Хейли исполнил свой хит прямо в кадре.
Впоследствии Билл Хейли создал еще несколько хитов, но его популярность внезапно стала стремительно падать. Дело в том, что возраст и внешность Билла не соответствовали представлениям о молодежном кумире. И после появления молодых и красивых (в частности, Пресли [вглядитесь внимательнее в это лицо, от Хейли он не далеко ушел
Пресли
Хейли]), автор первого рок-н-ролла одним из первых обратил взор на непаханное поле Туманного Альбиона. Там слава Хейли была в разгаре, вот он и гастролировал по Великобритании, культивируя почву для будущих «битлов» и «роллингов». Как известно, его труды не пропали даром...
В Советском Союзе песня «Rock Around the Clock» имела свою забавную «патриотичную» версию под название «Зиганшин-рок». Причиной ее написания послужил случай 1960 г., когда четверых моряков – Зиганшина, Поплавского, Крючковского и Федотова – унесло на барже в открытое море. Измученные и голодающие моряки продержались целых 49 дней, пока их не спасли американские коллеги. На материале этой героической «одиссеи» возник первый советский народный рок-н-ролл (пусть и на мелодию Хейли):
Мотивы «Rock Around the Clock» можно обнаружить и в тексте «Мажорного рок-н-ролла» Майка Науменко:
Хотя мне больше нравится версия от бит-квартета "Секрет":
Но не стоит думать, что рок-н-ролл и рок обязаны своим появлениям только одному Билу Хейли. Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Есть так же версия, что первой рок-н-ролльной песней была вовсе не «Rock Around the Clock», а «Rocket 88» [], записанная в 1951 году «Jackie Brenston and his Delta Cats». Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри (
) положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.
Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов.
На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша (
). Немалое влияние на жанр оказали первые синглы Чака Берри («Maybellene») и Элвиса Пресли («That's All Right (Mama)»). Музыка рокабилли вновь стала популярной в 80-х годах. Среди представителей нео-рокабилли — «Stray Cats», «The Cramps», «Heavy Trash».
В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза (англ. fuzz) на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то мере происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хэви-метал и панк-рок. Линк Рей вместе с Диком Дейлом и «The Surfaris» положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайском звучании гитары, обычно с эффектом вибрато (англ. vibrato). Первой сёрф-записью считается «Bulldog» «The Fireballs», а ключевыми представителями — «The Ventures», «The Chantays»(
), в Англии — «The Shadows».
Чуть позже инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, известнейшие представители которого — «Jan and Dean» и «The Beach Boys». Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются у множества исполнителей.
В первой половине 60-х гг. на основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи «Gerry & The Pacemakers», «The Searchers», «Rory Storm and the Hurricanes» и ранние записи «The Beatles». Именно «The Beatles» со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно с этой формой музыки в Америке развивались местные стили на основе фолка и кантри — важнейшим из них стал фолк-рок.
Источники:
shkolazhizni.ru/archive/0/n-26944/
kata-log.ru/arts/music/epoha-rok-muzyki-nachalo...
Википедия
Продолжение следует...
Часть вторая
Часть третья
История одной песни.
А началось все 12 апреля 1954 года, когда в Нью-Йоркской студии был записан зажигательный молодежный хит «Rock Around the Clock». Забавно, но практически вся популярная эстрадная музыка, которую мы слушаем сейчас, появилась примерно в пятидесятых годах в США (за исключением, пожалуй, джаза, появившегося в самом начале двадцатого века, и рэгги, воникшего на Ямайке в 1968 году). Тогда был популярен блюз – традиционная американская музыка, исполняемая под аккомпанемент акустических гитар. Именно от этого жанра произошёл рок (рок’н’ролл, параллельно от блюза – соул, ритм’н’блюз, то бишь r’n’b, а дальше, уже от рока, – металл, альтернатива, панк, эмо и т. д.). Но вернемся к нашему хиту.
Курьез, но авторами первого знаменитого рок-н-ролла стали люди, мягко говоря, немолодые. Звали их Джими Де Найт и Макс Фридман, причем последнему из них к тому времени было немного-немало – 63 года. Да и сама песня «Rock Around the Clock» в первоначальном варианте собственно рок-н-роллом не являлась – сами авторы предпочли представить ее как «фокстрот-новинку».
Свой путь к сердцам молодежи песня начала, когда попала в руки Уильяма Джона Клифтона Хейли-младшего (более известного, как Билл Хейли

[Чисто для сравнения пара примеров типичных фокстротов 30-х - 50-х
"Стамбул"
"Для тебя, Рио Рита"
"Карменсита"
"Карамба-сеньоре"
Б. Хейли:
«Нас не признавали ни группой кантри-энд-вестерн, ни группой ритм-энд-блюза. Какое-то время организовывать концерты было трудно».
«Нас не признавали ни группой кантри-энд-вестерн, ни группой ритм-энд-блюза. Какое-то время организовывать концерты было трудно».
Однако, если бы Хейли сказали, что 12 апреля 1954 года (дата записи «Rock Around the Clock») будет праздноваться как «день рождения» нового музыкального стиля, он бы очень удивился. Во-первых, первым успешным рок-н-роллом правильнее будет считать другую песню того же Хейли – «Crazy Man Crazy» [], вышедшую еще в феврале 1953 г. Композиция попала в чартс США на 12-е место.
А вот «Рок Круглые Сутки» («Rock Around the Clock») сначала, как говорится, «не пошел». Да и сам исполнитель особых планов на нее не строил – недаром песня вышла на второй стороне сингла.
После того, как «Rock Around the Clock» прошел незамеченным, Хейли записал еще одну песню «Shake, Rattle and Roll» [], которой повезло больше (7-е место в чартсах). Однако эти формально первые рок-хиты оказались забыты в лучах славы, в конце концов, настигшей «Rock Around the Clock».
Всё изменилось год спустя после записи, когда «Rock Around the Clock» попал в саундтрек молодежного фильма «Blackboard Jungle» («Джунгли грифельных досок» или по-простому «Школьные джунгли»)...
Фильм повествовал о безуспешных попытках школьного учителя найти общий язык с «трудным» молодым поколением. И хотя песня Хейли звучала только в титрах, именно она стала настоящим символом этого самого поколения. На кинопросмотрах молодежь приходила в такой восторг от «Rock Around the Clock», что вскакивала ногами на кресла, нередко их ломая (чуть ли не первый акт рок-вандализма). Фильм имел оглушительный успех, а вслед за ним и песня. Летом 1955 г. переизданный сингл «Rock Around the Clock» взлетел на вершины хит-парадов США и Британии. В США он продержался на первом месте 8 недель и был продан в количестве 25 млн. экземпляров (рекорд, достойный книги Гиннесса). На волне успеха песней заинтересовался знаменитый Алан Фрид, и даже снял фильм с тем же названием – «Рок круглые сутки», в котором снялся сам, и где Хейли исполнил свой хит прямо в кадре.
Б. Хейли:
«Мы играли рок-н-ролл, хотя и не называли его так. Hам повезло: мы пришли в то время, когда в музыке не происходило ничего нового... Рынок для нас был открыт.
...В начале 50-х годов мир ждал чего-то нового. Время вокалистов и биг-бендов прошло. Пожалуй, единственным, что производило впечатление, был джаз, но он был выше понимания среднего слушателя. Я чувствовал, что если использую ритм, под который можно хлопать в ладоши и танцевать, это будет как раз то, что нужно...»
«Мы играли рок-н-ролл, хотя и не называли его так. Hам повезло: мы пришли в то время, когда в музыке не происходило ничего нового... Рынок для нас был открыт.
...В начале 50-х годов мир ждал чего-то нового. Время вокалистов и биг-бендов прошло. Пожалуй, единственным, что производило впечатление, был джаз, но он был выше понимания среднего слушателя. Я чувствовал, что если использую ритм, под который можно хлопать в ладоши и танцевать, это будет как раз то, что нужно...»
Впоследствии Билл Хейли создал еще несколько хитов, но его популярность внезапно стала стремительно падать. Дело в том, что возраст и внешность Билла не соответствовали представлениям о молодежном кумире. И после появления молодых и красивых (в частности, Пресли [вглядитесь внимательнее в это лицо, от Хейли он не далеко ушел

=

В Советском Союзе песня «Rock Around the Clock» имела свою забавную «патриотичную» версию под название «Зиганшин-рок». Причиной ее написания послужил случай 1960 г., когда четверых моряков – Зиганшина, Поплавского, Крючковского и Федотова – унесло на барже в открытое море. Измученные и голодающие моряки продержались целых 49 дней, пока их не спасли американские коллеги. На материале этой героической «одиссеи» возник первый советский народный рок-н-ролл (пусть и на мелодию Хейли):
Мотивы «Rock Around the Clock» можно обнаружить и в тексте «Мажорного рок-н-ролла» Майка Науменко:
Хотя мне больше нравится версия от бит-квартета "Секрет":
Но не стоит думать, что рок-н-ролл и рок обязаны своим появлениям только одному Билу Хейли. Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Есть так же версия, что первой рок-н-ролльной песней была вовсе не «Rock Around the Clock», а «Rocket 88» [], записанная в 1951 году «Jackie Brenston and his Delta Cats». Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри (

Среди других влиятельных афроамериканских музыкантов в жанре рок-н-ролла следует выделить Литтл Ричарда, который повлиял на последующее формирование гаражного рока и протопанка, поскольку его манера пения и игры на пианино была значительно более агрессивной и напористой, чем у конкурентов.
На основе синтеза рок-н-ролла и кантри (особенно его южного поджанра — хиллбилли) появился особый поджанр рок-музыки — рокабилли. Наиболее известные его представители в 50-х — Эдди Кокрэн, Джин Винсент и Карл Перкинс. Среди первых образцов рокабилли выделяются некоторые ранние записи знаменитого кантри-певца Джонни Кэша (

В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза (англ. fuzz) на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то мере происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки, в частности, хэви-метал и панк-рок. Линк Рей вместе с Диком Дейлом и «The Surfaris» положил начало новому жанру инструментального танцевального рок-н-ролла — сёрфу, основанному на гавайском звучании гитары, обычно с эффектом вибрато (англ. vibrato). Первой сёрф-записью считается «Bulldog» «The Fireballs», а ключевыми представителями — «The Ventures», «The Chantays»(

Чуть позже инструментальный сёрф уступил место вокальному сёрф-попу, известнейшие представители которого — «Jan and Dean» и «The Beach Boys». Влияние звука сёрф породило сёрф-рок, совмещавший традиционную рок-музыку и сёрф-звучание; сёрф-рок песни встречаются у множества исполнителей.
В первой половине 60-х гг. на основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи «Gerry & The Pacemakers», «The Searchers», «Rory Storm and the Hurricanes» и ранние записи «The Beatles». Именно «The Beatles» со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно с этой формой музыки в Америке развивались местные стили на основе фолка и кантри — важнейшим из них стал фолк-рок.
Источники:
shkolazhizni.ru/archive/0/n-26944/
kata-log.ru/arts/music/epoha-rok-muzyki-nachalo...
Википедия
Продолжение следует...
Часть вторая
Часть третья